Немногие водители знают, что тормозные колодки, которым комплектовался их автомобиль на заводе изготовлены по технологии органика (органические тормозные колодки). Это не удивительно, потому что долгое время рынок не предлагал альтернативы: органические колодки ставились на все автомобили на конвейере, они же продавались во всех магазинах и СТО. Да что говорить: на сегодняшний день 90% тормозных колодок, которые продаются на территории Польши и ЕС – это все та же органическая технология.
Но последние 3-5 лет все чаще стали звучать рекламные призывы купить керамические тормозные колодки от известных и не очень производителей. И, естественно, у потребителя возникают вопросы – что это за инновация и какова ее практическая ценность на дороге?
Начнем с того, что керамическая технология изготовления тормозных колодок родом из США. И на сегодняшний день именно американцы освоили качественно эту технологию. И поэтому там она получила широкое распространение и высокую популярность. Более того, положительные свойства керамики признаны на государственном уровне: такие колодки устанавливаются на полицейские автомобили, авто скорой медицинской и пожарной помощи.
Чем заслужила керамика столь почтительное отношение со стороны американских автолюбителей и в чем отличие от традиционной для Европы органический технологии – в данной статье.
Органическая колодка.
Органическая технология, которая на сегодняшний день, занимает 95% польского рынка, представляет собой состав из 20-30 компонентов, укрепленный органической смолой. Естественно, каждый производитель точную формулу держит в секрете. Однако, есть компоненты, который будут в любой органической колодке. Их свойства мы и рассмотрим.
- Органическая смола. Выступает в роли связующей все элементы массы. Имеет один недостаток – начинает гореть, выделяя едкий газ, при температурах свыше 270-300 °С, чем значительно снижает сцепление между диском и колодкой.
- Металл. Основной «тормозящий» элемент в колодке. В органике, чаще всего, встречается в виде стали и оксидов стали. Дешев, стойкий к износу и нагреву компонент. Из недостатков – плохо отводит температуру от тормозного диска, быстрее изнашивает чугун диска.
- Графит. Сухая смазка. Очень необходимый элемент в колодке, отсутствие которого неизбежно приводит к ускоренному и неравномерному износу диска. Главный минус: в мягких колодках, где доля графита высока, очень интенсивный выброс пыли на колесные диски.
Подытожим. Органическая тормозная колодка недорога в изготовлении, прекрасно замедляет автомобиль при невысоком темпе езды. Качественный состав будет достаточно бережлив к тормозным дискам. Посредственный коэффициент трения.
Недостатки: обилие графита очень сильно пачкает колесные диски. При езде средней активности и активной колодки начинают «плыть»: сцепление диска с колодкой резко уменьшается, коэффициент трения падает, как следствие – удлиняется тормозной путь. Поэтому можно говорить о том, что гражданская органика не любит активной езды и высоких скоростей. Преждевременный износ диска.
Керамические тормозные колодки Power Stop.
Что такое американская керамическая тормозная колодка? (Уточнение «американская» в данном случае не случайно, т.к. европейская «керамика» пока еще не научилась всем ниже описанным качествам). Итак, в науке о материаловедении керамическая технология – это синоним «порошковой технологии». Иными словами, при изготовлении такой колодки очень измельчаются компоненты. Это дает более прочные связи между ингредиентами, а также повышает срок службы. Именно поэтому колодки, изготовленные по такой методике, называют керамическими.
Также, уменьшена доля графита. И поэтому американские керамические колодки практически не загрязняют колесные диски.
Второе важное отличие от органики в том, что доля металла значительно уменьшена и заменена керамическими соединениями. Оставшийся же металл заменен на медь. Зачем? Медь, в отличии от стали, намного дороже, но обладает двумя ценными свойствами: в 3 раза бóльшей теплопроводностью, что позволяет в моменты интенсивного нагрева диска отводить от него тепло и рассеивать по своей массе. Особенно это свойство важно для любителей активной езды, а также тем водителям, кто часто жалуется на искривление тормозных дисков. И второе – медь намного мягче стали, и соответственно, диск с такой колодкой будет служить много дольше.
Предметное знакомство с флагманской серией Power Stop -- карбоно-керамическими колодками
Подытожим: благодаря керамической технологии – колодки не пылят. Очень бережливы к тормозным дискам (намного бережливее, чем многие органические аналоги). Коэффициент трения обычно выше, чем у органики, а тормозной путь короче.
Что касается персональных преимуществ Power Stop. Помимо вышеописанного набора преимуществ, американские колодки считаются одними из самых тихих в США: большая редкость услышать от них традиционные для органики писки и скрипы. А второе по достоинству оценят любители активной езды: температурный порог керамических колодок Power Stop Z16 – 500 °C (а у серии Z23 - 600°C). А благодаря качественной формуле – срок службы колодок Power Stop превосходит пробег оригинальных колодок на 30-50%.
Недостатки у керамических колодок – это цена. В среднем, качественная колодка на 20-50% дороже средней органики. В остальном же, можно смело считать керамику технологией будущего, которая уже доступна и европейскому потребителю.
И напоследок, предвидя вопросы читателя: все ли керамические колодки одинаково полезны? К сожалению, нет. Мы 8 лет работаем с керамикой, а Power Stop не был у нас первенцем. Поскольку многие бренды мы тестируем сами на себе, то перепробовали 5 разных производителей с рынка США. И вот уже из этой пятерки высшей оценки заслужили именно Power Stop.