Как «прочесть» тормозные колодки?

Для тех, кто хочет разобраться

Каждая домохозяйка знает, как выбирать молоко: знание нехитрых характеристик помогут не ошибиться. И правда, оценил процент жирности, дату изготовления, технологию пастеризации и производителя – и в корзине именно то, чего так хочется.

А теперь попробуйте представить средневзвешенного автолюбителя в супермаркете запчастей – авторынке, в поисках тормозных колодок? На чем основываться при выборе? Какие характеристики учитывать? И главное – где взять информацию о тех или иных параметрах тормозной продукции? А если еще и учесть, что комментарии продавцов сводятся к шаблонным аргументам «советую_эти_тормозные_колодки_потому_что_все_берут» и «себе_и_куму_такие_ставлю_очень_хорошие», то выбор становится непомерно тяжелой ношей.

Специалисты Центра «Tormozi.UA» хотят вложить в руки наших читателей объективные аргументы, с помощью которых они без труда смогут оценить любую тормозную колодку, при минимальном участии «аргументации» продавцов. Для удобства – мы разделили оценку на несколько разделов.

Кроме того, для пущей объективности – мы не назовем ни одной марки и производителя тормозных колодок в данном руководстве. Пусть выбор будет за покупателем.

1. Страна-производитель

Итак, одна из важных характеристик – страна-производитель тормозных колодок. Каждый второй водитель считает, что товар, к примеру, из Бельгии в разы лучше, чем произведенный в Тайвани или Китае. Конечно, все не так однозначно, но в целом – логика верная. Разберемся по-глубже.

Прежде всего, в эпоху глобализации экономики и повального размещения производств в Китае – глупо и наивно полагать, что за усредненную цену в 100-200 гривен вы приобретёте чистокровные английские или японские тормозные колодки. Арифметика проста: труд европейца + евроналоги + евроцены + евросеритификация + наценка дистрибутора + наценка рыночного продавца – с одной стороны, и «английский» товар на прилавке по цене 200 грн. – с другой. Польша – в лучшем случае, в худшем – провинциальный Китай. Таким образом, если уж и нацелились на европейский товар, то учтите, что начнется он с уровня цен «средний и выше».

Отдельно стоит сказать про именитые бренды и концерны. Как правило, все они имеют по несколько заводов-производителей, размещенных в самих разных концах света. Такие марки, как правило, не указывают конкретную страну производства, а ограничиваются лишь ремаркой, что тормозне колодки «Made in EU».

И, закрывая раздел географии, скажем пару слов об продавцах «на доверии». Их несложно опознать. На украинском рынке встречаются марки, которые продавец характеризует не иначе, как «японское качество» или «чисто немецкие тормозные колодки», при этом – в упаковку кладется низкопробный Китай, и без зазрения совести предлагается покупателю по весьма привлекательной цене. Схема стара, как мир: марка регистрируется в Японии, домен jp покупается там же, а все остальное – закупается за юани и подается как «Япония». Спешим подчеркнуть: Tormozi.UA, конечно, не против Китая (тем более, в Поднебесной есть серьезные производители). Мы против лжи и обмана, который очень часто встречается на прилавках рынков.

2. Упаковка

В век современных печатных технологий, печатается и всё и вся. И сказать, что качество печати однозначно говорит о качестве товара – неправильно. Но вот из того, что напечатано на самой упаковке – кое-какие выводы сделать можно.

Итак, прежде всего, стоит понимать, что тормозные колодки европейской марки и товары из США – подлежат разным стандартам сертификации, и требования к информации на коробке тоже отличаются (тот же штрих-код в Европе имеет 13 цифр, в Америке – 12). Кстати, в Интернете есть много on-line программ, позволяющих проверить подлинность товара по штрих-коду. Попробуйте это сделать с подозрительными ноунеймами.

Маркировка европейских тормозных колодокЕвропа. Все европейские тормозные колодки подлежат обязательной сертификации по стандарту ECE-90. На коробке он обозначается буквой «Е», помещенную в круг с цифрой, где цифра указывает на страну, в которой данная сертификация проводилась. Для рядового обывателя ECE-90 R – ничем особо не поможет в определении характеристик, он лишь показывает на легальность производства данной продукции. В Европе также принято указывать на упаковке:

- Применимость тормозных колодок;

- Ось применения;

- Наименование серии;

- Штрих-код

Как видите, полезной информации европейская продукция не несет никакой (имеем ввиду информацию об эксплуатационных свойствах).

Рис. Европейская колодка мало о чем полезном (имея ввиду свойства) расскажет покупателю. Стандарт ЕСЕ-90 и применимость. В этом ключевое отличие рынков Европы и США (где, собственно, рынок колодок славится своей простотой и доступностью даже для глубокого аматор)

Маркировка SAE американских колодокСША. Официальные тормозные колодки из Америки обязаны получить сертификат SAE (европейскому водителю он знаком по моторным маслам). Сертификация наносится, как правило, на торцевую часть колодки, и состоит из нескольких цифр и двух букв. Вот они-то и дадут нам информацию, в разы более полезной, чем любая евроколодка.

В частности, две буквы на торце колодки помогут определить технологию изготовления тормозной колодки, а также коэффициент трения. Две буквы означают, показывают, по какой именно технологии изготовлена колодка (органика, уличная керамика либо трековая керамика). Сама же буква демонстрирует непосредственно коэффициент трения (от C до Н).

Рис. Торцевая маркировка SAE может рассказать о многих свойствах колодок, произведенных в Северной Америке.


«Серый» Китай – совсем отдельная тема: никаких сертификаций, никаких штрих-кодов (либо просто поддельные печатным образом), никакой дополнительной информации.

3. Технологии

Здесь ограничимся лишь тем, что, например, технология изготовления керамических тормозных колодок не имеет ни мировых, ни региональных стандартов. Поэтому сегодня можно легко встретить «липовую» турецкую или китайскую керамику по смешной цене, с такими же свойствами. Специалисты Центра Tormozi.UA сталкивались с минимум тремя псевдомарками псевдокерамических колодок на территории Украины, которые по свойствам не имеют ничего общего с настоящефй керамикой. А поскольку визуальная оценка не даст информации о характеристиках колодки, то тут лишь посоветуем:

1.) Высокая цена не однозначный показатель качества, а вот дешевое однозначно хорошим не будет. (как бы привлекательным не казался лозунг продавца «Зачем переплачивать за бренд?»)

2.) Покупайте там и то, чему сами доверяете.

4. Фрикционная смесь

Вот здесь попробуем задержаться. Дело в том, что даже визуальный осмотр фрикционной накладки позволит дать кое-какую оценку качеству товара.

1) Металл

Металл – это основной компонент, который, собственно, и призван тормозить. Обойтись без него практически невозможно. И влияние его на качество торможения тоже велико.

Итак, наиболее часто используемый в тормозной колодке металл – железо и ее ближайшие производные. Если взглянуть на накладку, то использование стали выдают металлическая крошка цвета белого металла. Как правило, в бюджетных колодках используется сталь. Некоторые «ноунеймы» подмешивают в смесь бóльшую долю железа, что, казалось бы, повышает коэффициент трения. Однако, такие колодки, наносят очень серьезный урон диску.

Преимущества стали: хорошо держит температуру, высокостойкая к износу, дешева.

Недостатки: достаточно абразивна к чугуну тормозного диска. Из-за чего износ диска при «стальной» колодке будет выше.

Керамические колодки против металлическихАльтернатива стали – медь и сплавы на ее основе. Последнее время все чаще используются серьезными производителями, как более качественная замена стали. Визуально определяется легко: видны вкрапления медного цвета или желтого (латунного).

Преимущества: практически те же свойства, что и у стали, но медь гораздо более «нежна» к диску, поскольку металл мягкий. Колодки на медной основе будут гораздо более бережливы к тормозному диску, нежели на стальной. При этом – без потери основных эксплуатационных свойств. Одно из главных свойств меди (что выгодно отличает ее от железа и стали) – высокая теплопроводность. Благодаря этому колодки на медной основе равномерно рассеивает тепло по всей накладке. Сталь же может концентрировать нагрев в одной точке, что может привести к перегреву диска.

Недостатки: колодки с медным компонентом дороже, нежели колодки со сталью.

Рис. Сверху керамическая колодка с медной основой, снизу металлическая колодка со стальными компонентами. Отличает нижнюю (стальную) колодку белесый оттенок выдающий цвет стали.

Медь в составе тормозной колодки

Часто медь используют в качественн ой органике и керамике. Из-за чего стоимость таких колодок выше среднего. Однако, элементарная математика говорит в пользу медной компоненты: 100-200 гривен переплата за медь позволяет сэкономить 400-600 гривен на сроке службы тормозных дисков.

Речь идет о размере частиц компонентов, входящих в состав колодки. Говоря о производстве фрикционных материалов, можно выделить одно из правил, общее для всех типов колодок: чем мельче фракция (чем сильнее измельчены компоненты) входящих в состав смеси ингридиентов, тем выше эксплуатационные свойства колодки. Прежде всего, более сильные внутренние связи между составляющими повышают общую стойкость к нагреву (что очень важно для колодки). Кроме того, такие тормозные колодки будет служить значительно дольше (на 30-50%), нежели состав с крупной фракцией.

Рис. Невооруженным взглядом видны крупные вкрапления меди размерами с опилку.

5. Графит.

Технология изготовления органической колодки (а их 95% на европейском рынке) всегда будет включать в состав графит. Предназначение этого чернопылящего компонента очень велико. Графит используется в качестве сухой смазки трущихся поверхностей диска и колодки. Это обеспечивает равномерный износ обеих поверхностей.

Часто сталкиваемся с мнениями, вроде: «Если новую колодку приложить к ладони, и она оставит черный след – это признак некачественной накладки». Что ж, кроме ироничной улыбки такое суждение не вызывает ничего. Дело в том, что в случае фрикционных материалов (как и с кашей) - сухой смазки много не бывает. Мы бы подвергли бóльшему сомнению органические колодки, которые вообще не оставляют черного осадка: тут высока вероятность, что такая накладка очень сильно «погрызет» диск.

6. Цена

Вообщем, тоже далеко не последний признак при выборе колодок. Конечно, здесь тоже не все однозначно, но все же некоторые закономерности найти можно.

Пойдем логическим путем и попробуем оценить, что влияет на стоимость колодки? И какие основные приемы использую производители, с целью удешевить колодку?

Низкопробные бренды увеличивают долю смолы фенола, в ущерб проценту других составляющих. Этим удешевляют товар, но такая колодка после второго-третьего торможения в городском цикле начинает быстро терять свои свойства, тормозной путь нещадно растет. Помимо того, пары горящего фенола крайне негативно влияют на дыхательные пути.

Следующим, более безобидным, методом удешевления продукции служит увеличение доли железа в колодке. При кажущихся неплохих тормозных свойствах накладки, износ тормозного диска существенно увеличивается. Основан метод на том, что стоимость железа и стали значительно ниже, чем меди и сплавов на ее основе.

Одной из дорогих технологий, применяемых при изготовлении колодки – порошковая технология. Иными словами, измельчение до порошка компонентов. Часто на этом экономят производители якобы качественных и недешевых колодок. Поэтому, если уж настроились на качество и готовы к справедливой цене, то обратите внимание на подготовку компонентов смеси.

И напоследок – совет от специалистов Центра Tormozi.UA: не спешите делиться деньгами с продавцом, оправдывающим низкую цену «А зачем платить за бренд? Тем более, у меня же японское качество!». Теперь вы немного вооружены, и можете сами дать оценку товару.

Перепечатка материала возможна исключительно на условиях размещения прямой ссылки на первоисточник Tormozi.UA!



Запрос по VIN