Tormozi.UA > Практика

Практические советы по эксплуатации тормозной системы


15 мая 2017

Занимательная арифметика для любителей апгрейда тормозов

Расчет эффективности тормозной системы
Оценивая тенденции современного автопрома нельзя не обратить внимание на тот факт, что с каждым поколением автомобили становятся мощнее.  А учитывая, что тормозные системы ориентированы на средневзвешенные нагрузки – некоторые автолюбители начинают искать способы повышения эффективности.  Здесь и выбор высокоэффективных тормозных колодок и дисков, и заказ комплектов усиленных тормозных комплектов и даже т.н. свап (замена штатных механизмов на комплект от более мощных моделей). Обычно, на уровне потребительском, руководствуются принципом – «чем больше-тем лучше». Но какие параметры тормозов действительно имеют значение – информации мало. Мы решили поделиться своим опытом и показать, что помогает в повышении эффективности и на какие параметры тормозной системы, прежде всего, обращать внимание.

Фактически, автомобиль замедляется относительно дорожного покрытия, а значит главными факторами являются – качество полотна и свойства покрышек. Но у нас сегодня в фокусе – эффективность тормозной системы и ее компонентов. Итак, тормозной путь, который проделает автомобиль за время процесса торможения, определяется одним единственным параметров, называемым Тормозной момент. Это показатель, создаваемый эффективным радиусом тормозного диска, силой сжатия пары компонентов и динамическим коэффициентом трения «диск-колодки». Эффективный радиус – это расстояние от центра диска до центра тормозной колодки колодки.  Зная эти параметры – легко вычисляем тормозной момент по формуле

Тм=R1*F*µд

R1 -  эффективный радиус тормозного диска

F – сила сжатия пары «диск-колодки»

µд – динамический коэффициент трения пары «диск-колодки»

Что есть что?

Эффективность тормозной системы и суппортов

Эффективный радиус – это расстояние между центром диска и точкой приложения силы сжатия (рисунок 2).

F -  сила, с которой суппорт прижимает накладки к поверхности диска.

µд – это коэффициент трения пары «диск-колодки». (Не путать с собственным коэффициентом колодок). Однако, учитывая что диски производятся из чугуна – их коэффициент приравняем к 1. А значит динамический коэффициент пары будет равен показателю колодок.


Как видно из формулы, определяющими для нашего главного показателя являются

- размер тормозного диска (внешний диаметр и точка приложения силы)

- сила, с которой прижимаются колодки к диску

- коэффициент трения колодок (коэффициент трения дисков можем приравнять к 1).

Эффективный радиус тормозного дискаЕсли с радиусом колеса и собственным коэффициентом трения колодок все более-менее понятно, то – как найти величину силы сжатия F?  Сила давления (сила сжатия), согласно закону Паскаля, зависит только от двух факторов – давления в системе и суммарной площади поршней суппорта. Вычисляется по формуле F=pS, где p – давление на поршнях, а S – сумма всех площадей суппорта.  Даже до вычислений, на основании формулы, мы можем сделать несколько выводов 


- Размер тормозных колодок никак не влияет на тормозной путь авто

- Количество поршней никак не влияет на эффективность суппорта

- При выборе альтернативной тормозной системы мы можем сравнить эффективность суппортов – штатных и предполагаемых.

Немного практики. Предположим, владелец BMW E39 решил заменить свои штатные тормоза на систему Brembo от E38. На пятерке стоят плавающие однопоршневые суппорта ATE диаметром 60 мм, у Brembo – по два поршня диаметрами 40 и 44 мм с каждой стороны.  Итого, общая эффективная площадь у ATE – 5652 mm2, у E38 -5552 mm2. При равном давлении в системе, (предположим 9 МПа) – сила сжатия у  фиксированных суппортов будет 2% меньше! Что говорит о том, что многопоршневой суппорт, сам по себе, еще не является более эффективным решением, нежели плавающий. Далее, давайте взвесим все параметры и учтем размер дисков. Внешний диаметр у BMW E39 – 324 mm, против 316 мм у  «семерки». Эффективный радиус в первом случае – 130 мм, во втором – 124 мм. При условии, что колодки мы установим того же класса с коэффициентом трения 0,4 – получаем, что тормозной момент штатных тормозов ATE - 2649 H/м, Brembo - 2480 H/м.  Итого, тормозная система E38 с фиксированным четырехпоршневым суппортом способна дать почти на 7% меньшую эффективности, нежели штатная однопоршневая E39. Разумеется, вариант со штатным диском "пятерки" при свапе сохранит изначальные пропорции в силы, но опять же-  не в пользу апргейда. И есть и еще один момент. Мы сравняли коэффициенты трения колодок. Однако, при использовании более высокоэффективной формулы (например, колодок с показателем 0,5) - можно добиться прироста эффективности суппортов в пределах 10-15%.

Но напомним еще раз: какова бы ни была эффективность тормозных компонентов - она в любом случае упирается в некоторый показатель, за которым все зависит только от резины и свойств поверхности дорожного покрытия. Тут уже другая арифметика, но зато в этот момент - вы в своих тормозах будете уверены на 100%










Все новости

Новости

Предварительный прогрев тормозных колодок и эффективность?
Поводом для статьи послужило немыслимое количество предположений и идей (иногда на грани фантастики) на тему тормозных колодок, требующих прогрева. И часто эту формулировку автолюбители используют, чтобы спрогнозировать эффективность колодок в той или иной дорожной ситуации. Речь о главном параметре колодки – коэффициенте трения. Прежде всего, это переменная величина, определяемая для какого-то температурного диапазона.
3 апреля 2017 Подробнее
Новость от Power Stop: спецколодки для американской полиции
Известный американский производитель высокоэффективных тормозных компонентов Power Stop представила новую серию колодок – TopCop Z37. Эта инновационная формула предназначена для полицейских автомобилей преследования. Дело в том, что в США автомобили спецназначения оборудуются особым образом, опираясь на цели и задачи службы. Например, Dodge Charger, поступающий к парк дорожной полиции, в отличии от гражданской версии авто,  оснащаются высоко производительной системой охлаждения, другой электроникой двигателя и, разумеется, усиленной версией тормозов. Речь идет, прежде всего, о фрикционном составе тормозных колодок.
1 октября 2016 Подробнее
Ошибки и последствия некорректной прикатки новых тормозов
Несмотря на то, что процесс прикатки новых тормозных дисков и колодок описан во всех официальных инструкциях к автомобилях, а равно – у производителей тормозных дисков и колодок, наш опыт показывает, что некоторые  водители часто относятся к этому легкомысленно. 
8 августа 2016 Подробнее
Power Friction запустила инновационную разработку Ultra Coat
В 2015 году американцы из Power Friction протестировали новую свою разработку – технологию Ultra Coat. Суть инновации – покрытие электростатической краской ступичной части тормозного диска, оберегающей длительное время чугун от коррозии.  К концу года разработка была запущена  в серийное производство.  Со слов руководителя отдела продаж Power Friction Эндрю Кьюелла, в первоначальной версии краска Ultra Coat должна была покрывать 100% поверхности диска. 
19 мая 2015 Подробнее
Тормозные колодки Power Stop против подделок
Высокая популярность любой торговой марки рано или поздно дает «обратный» эффект: находится кто-то, кто не прочь «срубить по-легкой» на волне спроса.  Рост запросов на  керамические тормозные колодки Power Stop в последнее время тоже породил беспокойство клиентов. И с подобными вопросами они обращаются к нам либо в головной офис Power Stop в США, с целью разобраться.
6 июня 2014 Подробнее
Тормозные диски и колодки Power Friction
Тормозные диски Power Friction - стали синонимом понятию "высокоэффективный". Имея два вида исполнения - перфорация с насечкой и только насечка, эти американские тормозные диски заняли достойное место для любителей активной езды и просто ценителей эффективных тормозов. 
4 мая 2012 Подробнее
Покупаем тормозные колодки вместе
Купить тормозные колодки – вопрос не такой простой, как кажется на первый взгляд. И важна тут не только цена, а еще несколько значимых показателей.  Мы хотим разъяснить покупателю тонкости покупки передних тормозных колодок (хотя для задних колодок – алгоритм такой же).
2 мая 2012 Подробнее
Особенности национальной покупки тормозных колодок
Когда растет рынок – купить тормозные колодки становится уже испытанием на выносливость и терпение. И неважно, о каком регионе идет речь: будь то тормозные колодки Киев, Днепропетровск, Одесса или Харьков.  Хотя, касается эта сложность и тормозных дисков.
2 апреля 2012 Подробнее
Единый склад тормозных компонентов EBC Brakes
Менеджмент компании Freeman Automotive (владелец и производитель легендарных тормозных компонентов) принял решение сосредоточить дистрибуцию марки EBC Brakes  в руках одной организации - Центра тормозных компонентов.
2 января 2012 Подробнее
Товар добавлен в корзину