Тормозная жидкость - кровь тормозной системы автомобиля

Тормозная жидкость - с пользой автолюбителю

Назвать тормозную жидкость кровью тормозной системы авто можно без оговорок, т.к. переоценить ее сложно. Если тема "тормозные колодки" отчасти изучена и понятна, то специфика вопроса тормозной жидкости понятна не всем. Мы попробуем избавить читателя от познания мира химических соединений и расскажем популярно о свойствах жидкостей и регламенте ее эксплуатации.
Итак, главное свойство жидкости, которое легко в основу ее применения в тормозной системе – несжимаемость. Проводя аналогию с газом (например, воздухом) – покажем на примере: в автомобильную шину можно накачать 1,5 атмосферы, можно 2, 2,5 и даже 3. При этом если сравнить внешне две покрышки, в одной из которых внутреннее давление 1,5 атмосферы, а у другой – 3, то можете быть уверены, что никакой внешней разницы в размерах вы не заметите. И уж конечно, что разница во внешнем объеме этих двух колес ну никак не будет в 2 раза. Почему такое происходит? Потому что газы сжимаемы. И если теоретически заменить жидкость в тормозной системе газом, то по аналоги с покрышкой, нажатие на педаль будет лишь сжимать газ, а на суппорта усилие передаваться будет минимальное. С жидкостью такой «фокус»не пройдет, т.к. из законов физики следует, что жидкости – не сжимаемы.
Но, залить в систему просто воду (ибо жидкость) – идея тоже плоха. Почему? Да потому что при торможении, как мы знаем, тормозная пара «диск-колодка» нагреваются. Например, при интенсивном замедлении со скорости 60 км/ч до полной остановки – тормозной диск с колодкой способны нагреться до 80-100 °С. При активной городской езде, даже при невысоких скоростях, несколько торможений могут разогреть суппорт до 150-200 градусов! И ведь тормозная жидкость подводится непосредственно к суппортам. И можете даже не сомневаться, что температура тормозной жидкости нередко выходит за пределы 100-120 °С. Что будет с водой? Правильно, она закипит. Следствие – выделяется газ, а газы, как мы выяснили выше, очень легко сжимаются. Последствия такого явления могут быть самыми трагическими: при нажатии на педаль тормоза можно просто не получить никакого отклика.
Температура кипения тормозной жидкости. Пожалуй, первостепенный параметр, определяющий качество продукта: температура, при которой данная субстанция начнет кипеть. В описании тормозных жидкостей всегда встречается два параметра: сухая температура кипения и влажная. Термины «сухая» и «влажная» — неспроста здесь. И вот почему.
Гигроскопичность. «Темная» сторона тормозной жидкости. Таким хитрым словом названо свойство субстанции поглощать (впитывать) воду. В нашем случае, жидкость тормозной системы впитывает воздух, который и превращается в «водную» составляющую. И именно доля воды в системе и снижает температуру ее закипания. И потому, абсолютно новая жидкость, не имеющая еще воды в своем составе – названа «сухой», а ТЖ, побывавшая в употреблении, и имеющая порядка 3% и более воды в своем составе – «влажная». Воздух же тормозная жидкость черпает из атмосферы, сквозь штатные резиновые шланги. Армированные шланги, в бòльшей мере, решают эту проблему. Кстати, 3% — принято считать критическим порогом для полного обновления жидкости в системе.
Вязкость тормозной жидкости. Еще один немаловажный параметр. На практике определяет с какой скоростью импульс, созданный усилителем тормозных усилий достигнет суппортов и приведет в действие тормозные механизмы. Чем выше показатель вязкости, тем менее информативными будут тормоза. А если еще проще: это время, которое пройдет с момента нажатия на педаль тормоза до момента, когда начнется ожидаемый процесс замедления. Наименее вязкой, на сегодняшний день, есть стандарт DOT 5.1 (синтетическая тормозная жидкость), которая заменяема с ДОТ4.

Сводная таблица характеристик основных классов тормозной жидкости

Сравнительная таблица параметров стандартов тормозной жидкости

Поэтому правило первое: никогда не пренебрегайте качеством и свойствами тормозной жидкости! Покупайте только тот продукт, происхождение и качество которого не вызывает сомнений.
Правило второе. Большинство регламентов рекомендуют водителям менять жидкость каждые 2 года. Но на практике, доля воды в жидкости подбирается к критической уже через год: при чем не зависимо – стоящего авто либо эксплуатируемого.

Смазка для тормозных суппортов: ответственный выбор

Запрос по VIN