Направляющие тормозного суппорта: как обслуживаем, чем смазываем

Направляющие тормозного суппорта: обслуживание, смазка, опыт.
Тормозной суппорт все привыкли относить к, так скажем, несложным узлам автомобиля. И правда, плавающий механизм (а 90% автомоделей имеют оснащаются именно такого типа суппортами) состоит из двух довольно грубых частей из чугуна или алюминия, соединенных между собой парой направляющих металлических болтов. Задача узла - перемещать колодку вперед и назад. Это если упростить. Казалось бы, смазал когда-никогда и все работает на ура. Правда, вот, практика выглядит несколько иначе.
Конструкция тормозного суппорта в меру сложна. В том смысле, что обслуживать данный механизм нужно не менее внимательно, чем менять масло с фильтром или шины. Потому что игнорирование даже мелких проблем можем привести к дорогим последствиям.
Сегодня в фокусе - направляющие втулки тормозного суппорта. Еще их именуют "пальцы" по причине простой цилиндрической формы. При кажущейся простоте, направляющие суппорта требуют внимания и регулярного ухода - в идеале, с той же частотой, с которой заменяются колодки. Их роль очень важна, поскольку (как это следует из названия) они направляют нужным образом колодки к поверхности диска. Не будь этих "пальцев", суппорт давно бы перекосило и заклинило. Какие основные задачи и связанные с ними проблемы могут встретить автолюбителя?
Во-первых, по этим самым направляющим скользит суппорт. В случае изготовления из чугуна это может быть 1,5-2,5 кг веса, а в алюминиевой версии - 1-1,5 кг. А есть учесть, что в течении одного дня суппорт "ездит" по этим втулкам от нескольких десяток до нескольких сотен раз, то можно представить примерно нагрузку на эти элементы. Поэтому первым врагом направляющих суппорта является естественный износ. Если втулки изнашиваются быстрее, чем предусмотрено заводом, то в местах наибольшей нагрузки "пальцы" утончаются, и суппорт начинает громыхать на неровностях. И в таких ситуациях решение - это покупка и замена новых направляющих.
Второе - это стабильная работа. Суппорт должен скользить по втулкам равномерно и без перекосов. Если направляющая не смазана должным образом, сначала повышается износ поверхности "пальца". Далее, когда выработка значительна, суппорт начинает подклинивать, неравномерно прижимая колодку к поверхности диска. И это начальная стадия. В тяжелых случаях, суппорт может прижать накладку, и не вернуться в исходное состояние, а это может привести к крайне негативным сценариям.
Как видите, на одной чаше всего довольно весомые последствия, а с другой.. А что с другой? А на второй чаше достаточно копеечной стоимости уход за суппортом - копеечный и простой. Самое важное и основное правило тут - всегда смазывайте направляющие втулки (за исключением тех моделей, где смазка конструктивно не предусмотрена заводом-изготовителем). При этом, обращайте внимание на ее состав, так как далеко не все формулы будут полезны (некоторые, вроде медной смазки или литола будут даже вредны для работы узла).
Более подробно о том, какую смазку следует выбрать - читайте здесь.
Второй фактор - это визуальная оценка состояния направляющих. Изношенные направляющие тормозного суппортаПри замене колодок, смазывая каждый "палец", оцените глубину износа в самых нагруженных местах (это визуально видно по значительному утончению к этих точках). Дополнительным настораживающим фактором должен стать грохот либо постукивание суппортов во время езды по мелким кочкам. Направляющие тормозного суппорта должны быть полированы, без очагов коррозии и повреждений на поверхности. В противном случае их стоит заменить. Здесь же стоит сказать, что инспектировать нужно и пыльники втулок (резиновые колпачки, предохраняющие от попадания грязи и воды). Если вы обнаружите хоть малейшую трещину - необходимо установить ремкомплект. Иначе очень скоро, под воздействием влаги и реагентов, под колпачок попадает вода и пыль, и поверхность начнет интенсивно ржаветь. На фото - пример очень популярной ситуации, когда состояния суппорта особо не контролировалось - заменялись колодки, и не более. Также и некондиционная смазка может привести к подобным последствиям. Такое состояние "пальца" - это 100% замена.
Если говорить о покупке новых "направляек", то иногда автовладелец может столкнуться с проблемой отсутствия на рынке заменителей, а оригинал, как известно, ценой не всегда балует. В такой ситуации вы можете заказать выточку замены, по образцу имеющейся старой и зная оригинальные размеры. Достаточно вменяемый токарь без труда справиться с такой задачей.
Есть еще один такой лайфхак, но применять его не стоит бездумно. Ряд автомобилей имеет врожденную проблему, связанную со слабым сплавом штатных втулок: минимальный износ приводит к дребезжанию суппорта, чем неприятно удивляет своего хозяина на любых неровностях. Народным решением такой проблемы есть выточка канавки на дальнем конце направляющей с натягиванием резинового кольца так, чтобы итоговый диаметр был на 0,3-0,5 мм выше стандартного диаметра элемента. Таким образом, резиновое кольцо гасит вибрации и устраняет грохот. Но здесь важно помнить, что размеры выточки и кольца должны быть четко выверены, чтобы не данная конструкция не вызвала заклинивание втулок в посадочной шахте скобы суппорта!
Покупка комплекта новых направляющих суппорта и смазки к ним - это гораздо менее затратное мероприятие, чем восстановление и ремонт всего механизма в случае заклинивания.
Подобрать и заказать подходящие к вашей модели комплектующие

Запрос по VIN