В зарубежной науке этот показатель называют модуляцией, у нас – информативность. Это свойство, которое показывает насколько точно водитель может управлять тормозным усилием. Идеальный уровень информативности – это ситуация, когда при нажатии на педаль с усилием 10% от возможного – водитель получает 10% тормозного момента, при нажатии 50% - соответственно 50% силы торможения, и при экстремальном нажатии – максимальную отдачу. Еще это называют чувствительностью педали. Проще говоря, это возможность контролировать тормозной момент автомобиля в любой дорожной ситуации. Это – предсказуемость.
На первый взгляд кажется, что это свойство по умолчанию присутствует в конструкции любого автомобиля. Отчасти да, но высокой информативностью торможения обладают считанные модели. Из наших наблюдений, наиболее информативные тормоза у европейской тройки «Audi-Mercedes-BMW». В противоположном конце списка – большинство японских авто, включая премиум-сегмент. Где-то в середине– американский автопром. Причин здесь немало, но основное – отличие в концепциях, подходах к построению тормозных систем.
Однако, так или иначе, информативность -это субъективный показатель и мерилом тут может быть только оценка автолюбителя. Цель нашей статьи – подсказать, как можно улучшить модуляцию в вашем автомобиле. Мы подобрали самые эффективные способы и расположили в порядке их «КПД».
1. Установка дисков большего диаметра.
Бесспорно, эффективный, но при этом дорогой и трудоемкий способ. Вынесение точки приложения тормозного момента подальше от центра диска, прежде всего, повышает информативность. Метод прекрасный, но увы – позволить его себе могут единицы, т.к. это влечет за собой установку других суппортов, колодок, колесных дисков и т.д.
2. Армированные тормозные шланги.
Как известно – серийно 99% автомобилей на конвейере комплектуются резиновыми шлангами. Так, одним из факторов снижения чувствительности педали тормоза является потеря импульса в результате расширения резинового трубопровода. Это данность и это неизбежно. Но – это решаемо. Замена резинового шланга на армированный даст ощутимый эффект в приросте информативности.
3. Высокоэффективные тормозные колодки. Стабильность коэффициента трения на всем рабочем диапазоне – залог прогнозируемости тормозов. Так, колодки с, например, показателем коэффициента 0,37-0,39 предпочтительнее, чем колодки с показателем 0,5. Догадываетесь почему? В первом случае указан коридор и достаточно узкий (хотя и общий уровень – ниже среднего). Во втором случае - 0,5 вроде как высокий показатель, но насколько стабильна данная величина – неизвестно. Из известных нам продуктов – керамические колодки повышают информативность торможения эффективнее, нежели это делает оригинал.
Как видите, начинать улучшение тормозов можно с достаточно простых шагов – перед тем как перейти на уровень дорогостоящих комплектов.