"Злые" тормозные колодки - какие они и стоит ли?

С того момента, как к жизни автолюбителя появилась пока товаров "High performance" - амортизаторы, шины, поршни, топливные насосы. Весь этот ассортимент призван радовать любителей тюнинга штатных авто и спортсменов. Но сегодня в нашем фокусе - тормозные колодки повышенной эффективности. Для них даже метафору придумали - "злые".
Вообще, в этом сегменте расходников тормозной системы царит некоторая неразбериха с понятиями: высокоэффективные, спортивные, "злые" - все это мешает выбрать тормозные колодки для своего авто. И поэтому автолюбители часто "сидят" на одном и том же бренде, при чем не будучи на 100% удовлетворенным. Ибо известно - лучшее враг хорошего)
Но если немного покопаться и разобраться что и к чему, то классификация продукции так же будет понемногу проясняться. Наверняка, все уже знакомы с понятием "оригинал"-"неоригинал". Более правильное и точное название для "неоригинала" - афтемаркет (к тому же оно имеет статус международного). В свою очередь весь афтемаркет рынок условно можно разделить на большущую подкатегорию, которую мы назовем "аналог оригинала", и менее численный класс - high performance. Первый наполнен всем известными брендами и сериями - Remsa, Road House, TRW, Brembo, Ferodo, ATE и прочее. Все они считаются полными качественными дубликатами оригинальных колодок. Плюс минус. А вот вторая категория как раз и заслуживает часто более пристального внимания.
Разберемся с самым главным (по мнению многих автолюбителей) показателем: коэффициент трения. Именно он часто является поводом назвать тормозные колодки "злыми". Грубо говоря, чем быстрее, интенсивнее авто "вкапывается" при нажатии на педаль тормоза, тем "злее"состав. По крайней мере, так выглядит общественная оценка этого. Однако, что на практике с этим самым коэффициентом трения?
Металл в составе тормозной колодкиКак известно, тормозная колодка может включать до 30-40 ингредиентов в составе. Рецептура всегда хранится в секрете, но некие стандартные компоненты все же есть. И вот одним из таковых элементов является металл. Чаще сталь и ее производные. В среде специалистов металлические добавления в состав называют продюсером трения - то бишь ингредиентом, влияющим на создание тормозного пути авто. В привычных европейскому потребителю колодках применяется сталь, и это устраивает практически всех производителей: она дешева и доступна, а также отлично справляется с генерацией коэффициента трения. А главное, здесь работает простая логика: чем больше стали, тем выше этот самый коэффициент. В качестве усиливающих матрицу ингредиентов применяют арамидные и карбоновые волокна, другие химические соединения, но в основе всегда лежат свойства: коэффициент трения и температурная стойкость.
Однако, у такого наращивания тормозной "мощности" есть цена и она достаточно высока. Прежде всего, скорый износ диска и удержание температуры пары в точке контакта. На практике, до естественного износа диски доживают редко, так как перегреваются еще на раннем этапе. А способствует этому именно высокая доля стальных включений. И это не считая эстетических проблем: скрип и писк во время торможения.
Но с точки зрения эффективности, то водитель в приличном выигрыше. Полиметаллические и металлические колодки отлично держат температуру и стабильны в различных режимах езды. Данный принцип хорошо известен производителям фрикционных материалов. Поэтому сделать "злые" тормозные колодки, демонстрирующие высокие тормозные свойства можно не прибегая к высоким технологиям - дешево и сердито. В США, например, это отдельная товарная подкатегория - полиметаллические и металлические колодки - тормозят отменно, стоят дешево. На нашем же рынке некоторые бренды не брезгуют выводить серии "высокоэффективных" колодок, широко рекламируя высокий коэффициент трения (что, в сумме, соответствует действительности).
Собственно, поэтому на рынке можно встретить "спортивные" колодки от неизвестных брендов и по весьма доступной цене. А главное - вполне оправдывающие свое позиционирование. На первых порах, правда. Ведь полная картина будет чуть позже, спустя 5-10 тысяч километров.
Теперь поговорим о "злости" более премиальной. Неужто волшебство или же наоборот, все то же самое, только в профиль? Технология насыщения металлом - не единственная, но самая популярная в сегменте высокоэффективных колодок. Ее используют многие ключевые игроки рынка: Power Stop, Hawk, EBC, Ferodo Racing и т.д. Но подход к формированию составов отличается. Увеличение доли металла, по-хорошему, должно сопровождаться уравновешиванием негативного влияния другими компонентами. Это и увеличение сухой смазки, снижающей износ диска, и добавление минеральных добавок, гасящих колебания и т.д. В итоге получается полноценная технология, с особым составом и производственным процессом. А учитывая "единичность" такой продукции, то и цена спортивных формул тормозных колодок обычно колеблется в пределах 150-250 долларов США, в зависимости от степени "злости".
Если с составом и подходом более менее понятно, то посмотрим на практику установки высокоэффективных тормозных колодок. Ведь 80-90% покупателей усиленных тормозов планируют, в основном, городскую эксплуатацию. Будут ли такие "злые" колодки грызть тормозные диски, будут ли скрипеть и пищать? И практично ли вообще устанавливать спортивные колодки на каждый день? Вопрос, конечно, условный, так как у каждого своя степень понимания комфорта, но все же общие принципы существуют.
- Чем "злее" колодки, тем ниже уровень комфорта при езде. Скрипы, ранний износ диска, его перегрев - все это считается нормальным для агрессивных составов для трека.
- Износ диска будет сопоставим к ресурсом одного комплекта колодок. Плюс минус, конечно. Совсем "боевые" накладки могут "убрать" диск за 5-7 тысяч трек-сессий или соревнований.
- Как правило, тормозные колодки для трека усиливаются увеличением доли стальной крошки в составе, поэтому "побочка" у них у всех очень подобна.
Существует некий компромиссный пласт, полка тормозных колодок, которая уже может хвастаться "злыми" характеристиками, но технически находится на уровне привычных, повседневных расходников - это керамика. Керамические и карбон-керамические колодки (например, Power Stop Z16, Z23, Z26, Z36, Z37) имеют коэффициент трения ощутимо высший, чем оригинал, а также могут продемонстрировать завидную температурную стойкость. При этом, такие колодки очень бережливы к дискам и считаются одними из самых тихих. Технология (о ней мы писали ранее) - тоже лежит в плоскости прироста доля металла, но в случае с керамикой здесь сталь заменена на медь и латунь. А как известно, эти элементы не только мягче стали, но и быстрее отводят тепло от диска.

Ну и подведем итог всей категории "злых" тормозов. Дать четкий совет, как отличить низкопробное металлическое барахло от качественной колодки - сложно, так как ингредиенты в составе колодки визуально мало различаются. Единственное правило здесь - доверять тем брендам, которые сами разрабатывают свои составы, имеют свой отдел R&D (КБ) и проводят испытания. Иначе "злость" купленных тормозных колодок будет стоить сначала денег, потом - комфорта и раннего износа дисков, перегрева суппортов и так далее.

Запрос по VIN