Коэффициент трения тормозных колодок - что это?

Коэффициент трения тормозных колодок - что это?

Коэффициент трения является, по сути, одной из главных характеристик, напрямую влияющих на эффективность торможения авто. Проще говоря, это главная величина, определяющая длину тормозного пути транспортного средства (после шин, разумеется).

Некоторые производители фрикционных составов указывают некую цифру, как показатель коэффициента трения своих изделий. Часто это выглядит так «Наши колодки имеют коэффициент трения 0,5». На самом деле, это не более, чем маркетинговая уловка, и вот почему.

Во фрикционных материалах коэффициент трения всегда находится в пределах от 0 до 1. Но говоря по неоднородных и композитных составах (состоящих не их одного ингредиента) показатель коэффициента будет колебаться в зависимости от температуры объекта. А поскольку все существующие тормозные накладки - это смеси из нескольких десятков компонентов, то справедливым будет указывать диапазон этой величины. В американском стандарте DOT J866 даже упростили этот вопрос, разбив показатель на группы и привязав каждую группу к своему диапазону. Более того, этот буквенный параметр американцы используют для обозначения своих колодок, размещая две буквы на торце накладки: первая обозначаем диапазон коэффициента трения «на холодную», вторая - «на горячую», после разогрева до 150 С.

Коэффициент тренияКод
0,15 - 0,25 µD
0,26 - 0,35 µE
0,36 - 0,45 µF
0,46 - 0,55 µG
0,56 - 0,65 µH

Как температура нагрева изменяет показатель коэффициента? Обычно, это изменение проще всего выразить в виде графика, на котором в пределах рабочего температурного диапазона величина изменяется с незначительным колебанием, а далее начинает уверенно затухать.

График изменения коэффициента трения колодок

Как видно на примере, Колодка А имеет рабочий температурный диапазон 0-300 С, рабочий "коридор" коэффициента трения 0,25-0,34, колодки В - стойкая до 400 С, при этом показатель коэффициента - 0,27-0,35, и третья - С, будет способна генерировать рабочий коэффициент до 250 С, после чего его кривая неумолимо стремится к нулю. Для городской повседневной езды наиболее привлекательна первая накладка (А): хотя абсолютные значения коэффициента и ниже, чем у В, тем не менее - кривая более стабильна, а это значит повышенная информативность при торможении.

Такое графическое представление, будь оно на вооружение производителей, легко бы показывало покупателю что ожидать от данной колодки. Но увы, ничего подобного на рынке вы не встретите.

Таким образом, мы выяснили, что коэффициент трения тормозной колодки не может быть выражен одним числом, а должен быть представлены в виде диапазона. Если же производитель норовит нас убедить, что в его накладке эта величина равна 0,5, то это не только не поясняет, но и даже вводит в заблуждение - 0,5 это показатель максимальный в диапазоне или минимальный?

Как прогрев колодок влияет на их эффективность

Еще одна величина - динамический коэффициент трения (не путать с собственным коэффициентом изделия). Динамическим коэффициентом определяется трение пары - в данном случае, возникающее между поверхностями диска и колодки. Он может быть выше собственного показателя накладки в случае, например, использования тормозных дисков с насечкой.

Запрос по VIN