Теперь об укусе. Для наглядности – сравнительный график трех тормозных колодок: оригинал Honda Accord CC, Power Stop Z16, Power Stop Z23 и Ferodo и Racing DS3000. Взяты были представители разных классов и разных технологий специально, чтобы подчеркнуть значимые отличия. Уточним, что оригинальная колодка базируется на привычной европейскому потребителю органике, Power Stop Z16 - классическая американская керамика, Power Stop Z23 – керамика, усиленная карбоном и популярная в среде автоспортсменов трековая Ferodo Racing DS3000. Не будем сейчас сравнивать поведение колодок на всем рабочем диапазоне – сконцентрируемся лишь на начальном укусе.
Как видно, в исходной точке все четыре образца показывают пониженный коэффициент, который после легкого нагрева выходит в рабочий «коридор». Но – даже начальный показатель находится в пределах рабочего диапазона. На основании этих замеров попробуем сформулировать некоторые постулаты поведения колодок с ростом температур.
1. Большинство тормозных колодок показывают пониженный начальный укус (который тем не менее находится в рамках заявленного рабочего диапазона)
2. «Холодный» коэффициент трения – очень условное понятие, которое после первого соприкосновения пары трения бесследно исчезает (поскольку температура компонентов начинает расти)
3. Отсутствие абсолютного нижнего температурного порога лишает смысла сравнивать «холодные» показатели.
И возвращаясь к теме керамических тормозных колодок Power Stop. Миф, блуждающий по просторам Интернета о низкой «холодной» эффективности разрушается очень легко. В отличии от Европы – в США существует требование стандарта SAE J866, которое обязывает измерять лабораторным способом коэффициент трения „на холодную” и «на горячую», после чего наносить эту информацию на торцевую часть колодки (т.н. Edge code). Эта маркировка выражена буквенным образом и ее можно представить в виде таблицы
Маркировка наносится в виде пары букв. На некоторых колодках уровня оригинала можно встретить индекс FE (что означает, что колодки при повышении температуры теряют в коэффициенте трения) либо же, например, FG – рост показателя с ростом температуры (это, как раз, присуще спортивным колодкам, требующим прогрева). В большинстве же своем, колодки для повседневной эксплуатации имеют две одинаковые литеры. А вот таким образом выглядит сама маркировка. Как видите, ни одна из серий керамических колодок Power Stop не требует предварительного прогрева. При этом, демонстрируя высокую эффективность.
Ну и напоследок о самом понятии «колодки требующие прогрева». Вообще говоря, применять эту формулировку уместно для трека или спорта, но никак не для городской эксплуатации. На сегодняшний день большинство гражданских и полупрофессиональных тормозных колодок имеют начальный укус вполне достаточный для городской езды (на уровне оригинала), но который при разогреве значительно возрастает. Поэтому и значение сей факт может иметь исключительно для горячих трек-дней и спортивных событий.